пятница, 18 августа 2017 г.

Семьи где ребенку дают необходимые ему утешение и поощрение

счастливая семья на природе
В тех семьях, где ребенку дают необходимые ему утешение и поощрение, где его активность ограничивается строго установленными рамками поведения, принятыми в его «родовом гнезде», он воспринимает родителей как людей, превосходящих его по силе и разуму. Он чувствует себя под защитой неоспоримого авторитета родителей, он следит за ними, ориентируется на них, как на пример для подражания.
С высоты человека, держащего его на руках, ребенок наблюдает еще неизвестные ему явления окружающего мира: огонь, грозу, животных, посторонних людей и т. д. Зная, что его всегда при необходимости утешат, ребенок учится переносить непривычные для него ситуации с меньшим страхом или вообще без страха. Чем лучше ребенок распознает своих и чужих, тем более ему знаком страх перед чужими людьми и горечь расставания с близкими. При этом у него возникает потребность держаться подальше от чужих, и активнее искать убежища у своих защитников. В непосредственной близости от родителей ребенок сначала учится всему, только наблюдая за многообразной жизнью вокруг него.

А когда его физические и умственные способности немного разовьются, он начинает получать удовольствие от подражания взрослым и роста собственной активности. Нельзя ли и ему постепенно становиться таким же большим, как другие, — думает малыш, — и делать то же самое, что и Большие — например, самому одеваться, самому есть. Из предшествующего инстинктивного телесно-духовного симбиоза вырастает высочайшая идентификация между ребенком и родителями, которая прокладывает путь осознанной солидарности. На основании таких надежных отношений с родителями — Айнсворт называет его «база безопасности», что соответствует понятию «родного гнезда» — у ребенка развивается не только способность к подражанию, но и активное любопытство. Причем поначалу ему необходимо убедиться, что самая простая схема действий всегда приводит к задуманной цели. Например: он снимает с отца очки, чтобы услышать: «О, что ты делаешь?!»